В Центральном доме журналиста открылась выставка известного кубинского карикатуриста Ареса

АРЕС

Куба, всегда веселая, всегда раскованная и свободолюбивая, в эти дни 2018 года обновляется. Избран новый президент страны – им стал на днях 57-летний Мигель Диас-Канель. Утвержден и новый состав Госсовета. Скоро в стране будет создано новое правительство и на всенародном референдуме обсуждена новая редакция Конституции Кубы.

И именно в эти дни в Центральном Доме журналистов в Москве открылась выставка выдающегося кубинского художника-карикатуриста, живописца, иллюстратора, исследователя жанра, как его называют на Острове Свободы, «графического юмора» Аристидеса Эстебана Эрнандеса Герреро, известного под творческим псевдонимом Арес (ARES).

Надо сказать, что этот самый «графический юмор» — жанр на Кубе издавна, со времен революции 1960 года весьма популярный. Карикатура здесь развивалась, в первую очередь, политическая… ну, и отчасти бытовая. Но с ослаблением противостояния небольшого карибского острова и всго остального «мира хищного капитала» актуальность политической карикатуры несколько завяла.

Сходные процессы, кстати, произошли и в России: в эпоху расцвета советской изобразительной пропаганды (Кукрыниксы, Борис Ефимов и проч.) карикатуру приравнивали к штыку. Потом, в период перестройки, новые российские карикатуристы отрывались на высмеивании заскорузлых реалий хомо советикус. А сейчас предмет карикатуры вроде как пропал.

Именно поэтому было интересно воспринять уровень самоценности этого жанра как такового, а он оказался широкого представлен (и будет ждать зрителя в ближайшие апрельские дни) на стенах залов Домжура.

Работы Ареса сегодня – своего рода культурный артефакт. Пресс-конференцию по случаю открытия экспозиции вел журналист Александр Моисеев, специалист по Кубе, многие годы работавший пресс-секретарем российского посольства на острове. Он представил героя дня и гостей из посольства Кубы в РФ, проинформировал о сегодняшней ситуации в этой стране, к которой наши соотечественники по-прежнему испытывают глубочайшую симпатию.

Советник по культуре Посольства Кубы в Росии, госпожа Марта Гонсалес Хернантес подчеркнула, что Арес вообще-то получил образование в области психиатрии, а потому в своих работах глубоко проникает в национальное сознание, в душу народа. Посмотрев работы Ареса, можно многое понять про страну.

Именитый российский карикатурист Игорь Смирнов говорил о том, что искусство кубинской карикатуры мы вообще-то знаем давно: в советское время альбомы выпускались с работами кубинцев, а их российские коллеги приезжали на Остров Свободы, где участвовали в конкурсах и выставках. При этих словах Игорь Смирнов продемонстрировал памятную медаль, полученную им в 1987 году на Кубе.

Его поддержал Омар Годинес, кубинский художник-концептуалист и постмодернист, живописец и карикатурист, давно проживающий в Москве и активно содействующий развитию российско-кубинских творческих контактов. Он заметил, что между российской и кубинской школами карикатуры много общего, и вместе, общими усилиями мастера этого жанра могли содействовать его возрождению.

Сам Арес, взяв слово, заметил, что в Москве он бывал уже много раз, а впервые – 29 лет назад. Тогда он посетил редакцию популярного журнала «Крокодил», где у него купили более двух десятков рисунков для публикации и даже сразу же заплатили за них. Но эта выставка – первая для него в России.

А вообще первая карикатура, обнаруженная на Кубе, была высечена тысячу лет назад на скале, и это был шарж с изображением курящего индейца.

Юмор на острове очень ценят. В здешнем Музее юмора когда-то выставлялись и российские работы, но теперь их нет, и эту ситуацию следует исправить.

Арес признался, что существенное влияние оказала на него именно советская, российская карикатура, назвав, в частности, имена Сергея Тюнина, Анатолия Лабковского.

И в этот свой приезд он считает себя послом кубинской карикатуры в России, в чем его уполномочили поддержавшие эту выставку Союз журналистов Кубы и Союз художников Кубы.

Источник

Читайте также: